Минпромторг внес предложение об ограничении наценки официальных дилеров на продажу автомобилей в России. По словам источника в Министерстве, наценка, не превышающая 10%, позволит сдерживать стремительное увеличение стоимости автомобиля. Казалось бы, такой подход должен положить конец бесчинству на официальном авторынке, но эксперты утверждают обратное.
Министерство обратило внимание на бурный и непрекращающийся рост цен на автомобили в стране. Безусловно, ситуация с ценами началась не вчера: начиная с конца прошлого года, продавцы ежемесячно обновляли прайс-листы не в пользу потенциальных покупателей. Обратить внимание на положение дел следовало уже давно, но чиновники взялись за контроль ситуации только под конец уходящего года.
Представители Минпромторга сообщают о том, что находятся в процессе диалога с ассоциацией российских автомобильных дилеров и объединением производителей о том, что официальные продавцы ограничат накрутку на новые авто до 10%.
Дефицит автомобилей на российском рынке возник на фоне всемирного кризиса производства микросхем. Полупроводники, которые используются в транспортных средствах стали дефицитным товаром. Вызвано это тем, что мировой спрос на комплектующие оказался выше предложения. Большинство производителей увеличили стоимость выпускаемой продукции. Как следствие, возник весьма сильный рост цен и на транспортные средства, в которых используются микрочипы. Автоконцерны подняли цены на машины в среднем на 20% только за прошедший год. В довесок ко всему, дилерские центры накручивают свои наценки. Представленная производителем стоимость стала скорее сказкой, чем реальностью. Купить новый автомобиль можно исключительно согласившись на дополнительную плату за лишнее оборудование, программы кредитования или страховки. Даже штатная охранная система идет как добавочная к первоначальной цене, что говорить об антикоррозийной защите днища за сотни тысяч рублей. Ситуация достигла того, что прибавка к базовой ставке в размере полумиллиона рублей уже никого не удивляет. Если рассматривать премиальный сектор, то заплатить придется гораздо больше – от трех до семи миллионов рублей.
Такой беспредел на рынке новых машин длится весь год, но Министерство делает вид, что контролирует происходящее и находится на стороне покупателей. Процесс договоренности, о котором говорят источники из Минпромторга – всего лишь слова. Каждый в стране понимает, что гигантская прибыль, получаемая дилерскими центрами от клиентов, стоит во главе интересов продавца. Разве может идти речь о соглашениях или договоренностях тогда, когда на кону возможность вытягивать из покупателей все больше и больше денег?
Допустим, чиновники из Министерства попытаются сдержать автопроизводителей от высоких накруток на стоимость. Но как автоконцерну регулировать деятельность дилерского центра, желающего нажиться на продаже? Официальные представительства просто не в состоянии держать на контроле весь объем дилерских центров по стране. Наказывая одного, придется накладывать санкции и на других: в стране нет продавца, который играет по-честному. Тем более, официальные дилеры сейчас имеют возможность выкупать машины у завода за счет собственных средств и перепродавать их уже как полноправный владелец.
Становится очевидным, что реальных рычагов давления на продавцов нет ни у Минпромторга, ни у производителей. Учитывая, что несмотря на высокую стоимость, желающих приобрести новую машину не становится меньше, шансов на регулирование максимальной наценки практически нет.