В 2021 году на чистые электромобили приходилось около 14% регистраций новых автомобилей (речь идет о Европе). Гибридные автомобили составили почти четверть – остальную часть составили бензиновые и дизельные двигатели. Работающие на водороде авто практически отсутствуют в списке вновь появившихся на дорогах Европы транспортных средств.
По крайней мере, в секторе легковых автомобилей водородный автомобиль в настоящее время не играет роли. Но у привода на топливных элементах — не только в секторе легковых автомобилей — есть влиятельные поклонники. Корпорации продолжают развивать технологию. Они называют водород надеждой на будущее — даже за пределами мобильности.
Но почему водород – это «надежда на будущее», а не настоящее, хотя водородные автомобили уже много лет ездят по дорогам? За этой технологией в настоящее время все еще стоят очевидные недостатки по сравнению с электромобилями с батарейным питанием. Например, потери энергии при генерировании с помощью электролиза (в случае «зеленого водорода» из воды, солнечной или ветровой энергии) и хранении водорода, а также при преобразовании его обратно в электричество в топливном элементе очень высоки затраты, что в настоящее время является значительным; для того же расстояния требуется больше энергии, чем с электронным автомобилем. Соответственно, неудивительно, что водородный автомобиль дороже в эксплуатации, чем электромобиль. Тем не менее, в этом отношении он определенно может не отставать от двигателей внутреннего сгорания.
Фактически, многие эксперты в настоящее время считают, что топливные элементы также не будут играть важной роли в секторе легковых автомобилей в будущем. Потому что два основных недостатка электромобилей до недавнего времени быстро исчезали в результате технического прогресса: с точки зрения запаса хода даже более дешевые модели теперь могут не отставать от водородных автомобилей, а расширение инфраструктуры быстрой зарядки означает, что время зарядки становятся все менее и менее спорными. Между прочим, обе технологии сами по себе небезопасны для климата. Когда дело доходит до электромобилей, все зависит от происхождения электричества. Зеленый водород в настоящее время все еще играет второстепенную роль. 99% мировых поставок производится либо из природного газа или угля, либо является побочным продуктом нефтеперерабатывающих заводов.
Тем не менее, вскоре топливные элементы могут стать более актуальными для других транспортных средств. Железнодорожные операторы могут заменить дизельные поезда на неэлектрифицированных маршрутах поездами на топливных элементах. А водородные двигатели также имеют преимущества при авиаперелетах на большие расстояния — недавно Airbus представила три разные модели водородных самолетов, над которыми ведется работа.
Пока нельзя с уверенностью сказать, как будет развиваться отрасль дальше. Важную роль здесь может сыграть и другая технология: электронное топливо. Это синтетическое топливо может производиться экологически чистым способом, но при этом его можно использовать в обычных двигателях внутреннего сгорания — во всех областях мобильности, от автомобилей до дальнемагистральных самолетов. Предстоит еще много исследований и опытно-конструкторских работ, но, в частности, потенциал водородной технологии, похоже, уже есть.
Европейская «Директива о чистых транспортных средствах» предусматривает, что компании общественного транспорта должны добиваться минимального количества автомобилей с нулевым уровнем выбросов при заказе новых автомобилей в будущем. Транспортные компании испытывают все большую потребность во внедрении экологически чистых альтернатив в свой автопарк.