– Вишь ты, вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?
– Доедет.
– А в Казань-то, я думаю, не доедет?
– В Казань не доедет.
Николай Гоголь, «Мертвые души»
Начнём издалека. Когда я был ещё очень даже юн, но уже испытывал необъяснимую тягу ко всему самодвижущемуся, одним из моих любимых занятий было перелистывание старого альманаха «Автомобилист», два выпуска которого были в родительской библиотеке.
Говорят, этот раритет до сих пор можно отыскать у букинистов – в самом начале 60-х издательство «Физкультура и спорт» выпустило три таких ежегодника. Там было просто море интересного, и в отличие от журнала «За рулём», который мне тоже безумно нравился, «Автомобилист» был довольно толстым и изучать его можно было намного дольше.
Конечно, далеко не все материалы альманаха остались в памяти, что немудрено, ведь последний раз я держал его в руках полвека назад, и куда потом он делся, мне неведомо. Но некоторые тексты и фотографии помню хорошо, и одним из них был многостраничный рассказ об удивительном автопробеге по маршруту «Пекин – Париж», который состоялся летом 1907 года.
Зная, как часто отец возился с нашим семейным ЗАЗ-966М, автомобилем по советским меркам ранних 70-х более-менее современным, с которым, тем не менее, всё время что-то происходило, я просто представить не мог, что примитивная техника начала века была в состоянии выдержать невероятное путешествие протяжённостью 16 тысяч километров (по другим источникам его дистанция была 14994 км).
Рассказ о том подвиге итальянских энтузиастов автомобильного дела сопровождался обилием любопытнейших фотографий, в основном сделанных на дорогах, точнее, посреди бездорожья царской России, и всё это очень впечатляло и навсегда
Читать на f1news.ru