Спустя почти 10 лет в казахстанском Жанаозене вновь вспыхнули протесты, которые перекинулись на всю страну. И снова камень преткновения - нефтегазовая отрасль. Если в декабре 2011 г. нефтяники требовали справедливого повышения зарплаты, то с 2 января 2022-го катализатором протестов стало решение властей отменить госурегулирование цен на сжиженный газ. Что в одночасье спровоцировало двукратное его подорожание - с 60 до 120 тенге.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев не тянул кота за хвост. Видимо, учел опыт Беларуси и попытался сбить пламя протестной активность. Поэтому к демонстрантам начали выходить представители власти на местах, а в ночь на 5-е января в отставку ушел премьер Аскар Мамин, а вместе с ним, согласно конституции, и все правительство.
Токаев все шишки сгрузил премьеру, министру энергетики и двум компаниям - "Қазмұнайгаз" и "Қазақгаз". Мол, не учли, не подумали, что отмена госурегулирования приведет к стремительному скачку цены на сжиженный газ.
Президент возложил "особую вину за допущение протестной ситуации" в связи с повышением цен на сжиженный газ на правительство - в частности, на министерство энергетики. А также на компании "Қазмұнайгаз" и "Қазақгаз".
"Не предусмотрены механизмы ограничения роста цен в ходе электронных торгов. В результате министерство энергетики не смогло оперативно среагировать и приостановить электронные торги", - пояснил Токаев.
В общем. Госрегулирование цен на топливо (сжиженный газ, бензин, дизель) вернули, хотя Токаев и подчеркнул, что сказка долго продлится: "постоянно продавать себе в убыток не будет".
Но помимо мер, касающихся топлива, власть попыталась соблазнить сограждан рядом "плюшек" в виде госрегулирования цен на социально значимые продукты питания; моратория на
Читать на bin.ua