Сегодня тренд на электрические автомобили побивает все другие тренды в сфере автомобилестроения. Однако если рассмотреть этот тренд более внимательно, то оказывается, что это вовсе не тренд, а небольшой всплеск, вызванный совершенно искусственными по своей сути причинами. Она из таких причин – это проблема борьбы с загазованностью атмосферы, но не в целом на планете, а только в крупных городах. Заботы о чистоте атмосферы всей Земли тут не прослеживается, учитывая, что загазованность атмосферы в третьих странах контролировать невозможно, да и цели такой нет.
Также сюда нужно приплюсовать невероятную активность автомобильных промышленников, которые поспешили воспользоваться этим «трендом» и срубить деньжат на новинке. Любая новинка приносит хорошие дивиденды как минимум на старте, особенно если ее хорошо раскрутить в медийной сфере.
Короче, если так разобраться, то интерес к этой теме чисто спекулятивный, к тому же электромобиль, если кто почему-то не знает – это не такая уж и новинка, учитывая, что еще 100 лет назад в тех же США почти 40% всех автомобилей имели электрические двигатели. А вот бензиновыми двигателями, если, опять же, кто не знал, были снабжены только 22% (остальная масса двигателей приходилась на моторы паровые).
Однако электродвигатель так и не стал основным движителем для автомобильной промышленности, и сегодня масса электромобилей в мире составляет менее 0,5%, даже невзирая на шумную рекламу. Правда, считается, что в условиях надвигающегося мирового экономического кризиса электромобиль станет самым востребованным средством передвижения, однако это только мечты, исходящие из тех же самых спекулятивных «трендов». На самом деле у автомобильного электродвигателя за последние 100 лет была огромная масса возможностей вытеснить всех своих конкурентов со всего мирового авторынка, но этого так и не случилось.
Говорят, что в 20-30-х годах спрос на электродвигатели упал исключительно из-за того, что тогда не умели еще делать хороших аккумуляторов, зарядных устройств и прочих сопутствующих «аксессуаров». И что, мол, сегодня это наконец-то делать научились, и за электромобилями будущее.
Но тут почему-то забывают, что и двигатели внутреннего сгорания (ДВС) тоже научились делать так, что по эффективности они неизменно оказываются впереди электродвигателей. К тому же тут следует учитывать тот факт, что горючее для ДВС может использоваться самое разное, и не только бензин, солярка и природный газ, но и их ближайшие аналоги, не зависящие от мировых нефтяных и газовых кризисов. Это, к примеру, парниковые газы (то есть перегнойные) или горючее на растительном спирту (лишней соломы и прочей травы в мире всегда было много).
Электромобиль же питается электроэнергией, которая добывается не на кустарных электростанциях, а на централизованных, потому что себестоимость электричества на небольшой электростанции гораздо выше, чем вырабатываемого на крупной ТЭЦ, ГЭС или АЭС. Да, ГЭС и АЭС – это очень дешевая электроэнергия, в отличие от ТЭЦ в условиях топливного кризиса. Но тут следует напомнить, что, во-первых, ГЭС и АЭС есть далеко не во всех странах, даже экономически развитых, а, во-вторых, в условиях топливного кризиса дорожает вся электроэнергия независимо от ее себестоимости. Ну, таковы реалии капиталистического рынка, потому что даже государство не станет продавать свой товар по дешевке, если за него можно получить полную цену.
Таким образом мы видим, что в случае чего ДВС может использовать буквально все что под руку попадется ценой подешевле, а вот электродвигатели запитываются через целую сеть проводных коммуникаций только «грязным» топливом, то есть углем, нефтью, газом. При этом и уголь, и нефть, и газ постоянно дорожают, тогда как растительный спирт и парниковые газы – нет.
И вот представьте себе ситуацию где-нибудь в Германии, когда традиционные виды топлива подскакивают в цене буквально в разы, а атомной и гидроэнергетики в этой довольно большой стране нет. Если даже сегодня, при относительно небольшом развитии топливного кризиса, заправка электромобиля стоит столько же, сколько обычного автомобиля с бензиновым, дизельным или газовым двигателем. Но в условиях дальнейшего развития этого кризиса электромобиль будет просто нерентабельным. А в Германии, не имеющей дешевых источников энергии, эта проблема непреодолимая.
Даже в США, где имеются и более дешевые источники энергии (ГЭС и АЭС) применение электромобиля уже давно нерентабельно, но об этом никто не говорит вслух. Вся реклама этого вида транспорта крутится только вокруг больших мегаполисов и промышленных районов, где электроэнергия наиболее доступна, а вот ни один фермер Среднего Запада или ковбой Техаса не станет покупать себе электромобиль для повседневного использования. В те места гораздо проще завезти дизтопливо, чем снабдить их электроэнергией для массового развития электромобильного транспорта.
И это не прогнозы, а реалии более чем 100-летней, а то и 200-летней истории использования электрического двигателя на транспортных средствах. Как только электродвигатель начинал становиться рентабельным, по нему постоянно наносили удары другие типы моторов – сначала паровых, потом бензиновых, а тут и газовые подоспели. И это неспроста, потому что классические виды автомобильных моторов модернизировать гораздо легче, а двигатель электрический вообще никаким улучшениям подвергнуть невозможно в принципе. Можно только повысить емкость батарей питания, чтобы увеличить пробег авто, но сегодня и по этому параметру в условиях технической отсталости человечества достигнут принципиальный предел.
Таким образом становится понятно, что если самый старый, по сути, тип автомобильного двигателя за десятилетия и даже столетия так и не прижился в качестве массового, то ждать от него каких-то позитивных для массового применения сдвигов просто бесполезно. Нет, сам по себе электромобиль прекрасен, и в сравнении с автомобилем с ДВС имеет много преимуществ. Но вот у него нет самого главного, самого востребованного в условиях цивилизации преимущества – рентабельности.
Потому что двигатели на жидком, газовом и даже твердом (!) топливе будут по этому параметру постоянно опережать мобильные электрические моторы, чтобы там не придумывали умные инженеры. При этом отставание это может быть вечным, по крайней мере до того момента, пока в недрах Земли не закончатся нефть и газ, или же умные изобретатели не придумают наконец-то вечный двигатель, способный вырабатывать электроэнергию прямо на борту транспортного средства.