Гражданка Мельникова 22 декабря 2020 года, управляя автомобилем, создала помеху автобусу, водитель которого был вынужден резко затормозить. Ему удалось избежать столкновения, однако из-за резкого торможения в салоне автобуса упали пассажиры, один из которых сломал руку. Этот дорожный инцидент был квалифицирован как дорожно-транспортное происшествие.
Но Мельникова покинула место происшествия, участником которого стала, поэтому мировой судья 22 марта 2021 года признал ее виновной в совершении административного правонарушения. Но судья принял решение спустя 3 месяца и 1 один день с момента спорной аварии, на что справедливо и указал адвокат истицы.
Однако все суды, вплоть до Верховного, решили, что срок давности отсчитывается не с момента аварии, а на следующий день.
Мельниковой вместе с адвокатом пришлось обращаться в Конституционный суд, который встал на ее сторону.
Суд высшей инстанции признал статью 4.5 КоАП несоответствующей Конституции РФ, так как она не дает четкого определения дня, от которого должен исчисляться срок давности.
Суд привел в пример уголовное законодательство, согласно которому
Из этого не следует, указал суд, что нормы уголовного права следует соблюдать и в административном, но неоднозначность и противоречивость правового регулирования препятствуют адекватному уяснению установленных законом правил, создают предпосылки для административного произвола и избирательного правосудия, чем нарушаются конституционные права и свободу человека и гражданина.
Поэтому Конституционный суд постановил признать часть 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации несоответствующей Конституции РФ, а Федеральному законодателю предписал устранить эту правовую неопределенность. Пока этого не будет сделано, исчислять срок давности
Читать на zr.ru