Санкции и последующая инфляция «ударят по всем, проблемы нарастут у всех», — прогнозирует Наталья Зубаревич, профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ.
В первую очередь, инфляция в 15-20% в год ударит по бедному населению, отмечает Зубаревич. Вместе с тем, бедные люди в основном едят отечественные продукты и носят китайскую одежду, поэтому сильнее всего санкционные меры ударят по городскому среднему классу, где «совершенно иная структура потребления»: больше импортных продуктов и в еде, и в товарах длительного пользования; регулярные траты на туризм и путешествия. «Городской образованный или просто средний класс почувствует это на себе структурно жестче, чем люди, которые живут на периферии и зарабатывают мало», — говорит экономист.
Очевидно, что санкции ударят по бизнесу. Неизвестно, как металлургическим регионам, в которых владельцы компаний попали под санкции, удастся продавать продукцию этих предприятий — это будет понятно в течение ближайших 1-2 месяцев, отмечает Зубаревич. «Про нефть и газ я вообще не готова говорить, там неопределенность гигантская, — говорит эксперт. — Но уже два крупнейших китайских банка приостановили оплату поставок нефти в Китай, боясь оказаться под вторичными санкциями».
Что касается бюджетной сферы, то пенсионерам индексируют пенсии, считает экономист, но неизвестно, покроет ли индексация инфляцию. Самым важным электоральным группам немного помогут, бюджетникам будут индексировать, но поскольку «инфляция разгоняется еще сильнее, мы будем беднеть», прогнозирует Зубаревич. Она советует людям, которые принимают какие-либо лекарства на постоянной основе, запастись ими впрок: «Хоть это и не санкционные товары, но многие компании пока
Читать на tvrain.ru