О чем свидетельствуют беспорядки в республике и их быстрое прекращение Дарья Чижова Об авторе: Дарья Юрьевна Чижова – директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве. Тэги: казахстан, бсепорядки, кризис, одкб, товаев, власть, транзит, правительство, масимов Фото Reuters Войска ОДКБ начали выводить из Казахстана, беспорядки прекращены, и в стране начал действовать обновленный на треть состав правительства.
Бывшего председателя Комитета национальной безопасности (КНБ) Карима Масимова подозревают в попытках насильственного захвата власти. Но чтобы сделать выводы о самих январских событиях, важно вспомнить 2021 год, в котором и были заложены предпосылки чрезвычайной ситуации.
2021 год выдался для Казахстана непростым – постпандемийный эффект ударил по доходам и самочувствию граждан. Социологи фиксировали серьезную фрустрацию у населения – каждый третий казахстанец оказался «недоволен или скорее недоволен своей жизнью», доля среднего класса сократилась на 20% (а это значительно, учитывая, что в основе своей это касалось крупных городов).
При этом, согласно общественным опросам, около 27% граждан отмечали отсутствие перспективы на улучшение экономического благосостояния. В политической сфере полным ходом завершался транзит – первый президент Нурсултан Назарбаев передал две ключевые должности (председателя правящей партии «Нур-Отан» и председателя Ассамблеи народа Казахстана) Касым-Жомарту Токаеву.
Таким образом, елбасы к концу 2021 года остался только председателем Совета безопасности – руководителем крайне значимой, но все же зонтичной структуры, призванной обеспечить личные гарантии семье и реализацию транзита власти. Внутриэлитное взаимодействие
. Читать на ng.ru